Принимаем звонки с 8.00 до 19.00
+7 (499)-322-321-1 c 8.00 до 19.00
Чтобы позвонить, нажмите на номер телефона
Мы в Вконтакте
Вы можете заказать звонок или написать нам в чат

Как правильно подобрать вагонку

СОДЕРЖАНИЕ:

Вагонка, или деревянный сайдинг из досок, пришла в архитектуру еще в те времена, когда судостроение было деревянным. Именно из него был взят метод наложения внешних досок друг на друга внахлест, чтобы дождевая вода могла беспрепятственно скатываться вниз.

Сам термин родился от немецких бочковых досок, поэтому неудивительно, что первая вагонка была немного изогнутой под диаметр бочки. Со временем для лучшего прилегания стали использовать фаску, а затем перешли к современному типу соединения шип-паз.

Преимущества деревянной вагонки

Основных видов материалов для сайдинга три: дерево, металл и пластик (к ним еще примкнул цемент, но он менее популярен). Деревянная вагонка среди них имеет следующие преимущества:

  1. Малый вес. Это ведет к более дешевой транспортировке и отсутствию необходимости укреплять фундамент, что также могло влететь в копеечку.
  2. Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски занимает меньше времени и сил, чем у других типов сайдингов.
  3. Экологичность. Пластиковые сайдинги могут вредить здоровью (например, при использовании в жарком климате при нагреве они могут выделять соединения хлора), так как не всегда производители и продавцы следят за качеством изделий.
  4. Внешний вид. Качественный деревянный сайдинг повышает привлекательность вашего дома и может повысить его цену при перепродаже.

Впрочем, есть у деревянной вагонки и минусы. Она дороже пластиковой (правда, и прослужит дольше), способна поддерживать горение (этот недостаток можно устранить противопожарной пропиткой), требует регулярного ухода и уязвима для влаги, плесени и насекомых. Правда, и эти проблемы можно решить соответствующей обработкой и правильным монтажом.

Долговечность вагонки зависит от климата. Холодные зимы лучше, чем теплые, поскольку чем выше температура, тем быстрее сохнет дерево. Хуже всего нестабильный климат, так как заморозки и оттепели влияют на древесину сильнее.

Чем отличается обычная вагонка от евровагонки

Отличия российской вагонки от зарубежной, в основном европейской – в технологии производства и требованиям к качеству. Как правило, евровагонка имеет более четкую геометрию и более широкий шип, что позволяет избежать изменений профиля под воздействием влаги и температуры и, следовательно, появления трещин.

Также различия могут заключаться в других размерах – каждый производитель и каждая страна могут использовать свой формат.

Помимо этого, евровагонка хранится на складах с тщательно выверенной температурой, что гарантирует хорошую просушку.

Какого размера нужна вагонка

Размерностей, интересующих нас, три: длина, ширина и толщина. В первую очередь определитесь, вертикальный у вас будет сайдинг или горизонтальный, и померьте длину стен – это даст вам длину вагонки. Старайтесь рассчитать все так, чтобы получалось как можно меньше отходов, ведь это ваши деньги.

Ширина не так критична, как длина, и может быть практически любой. Однако помните, что чем шире доска, тем более она восприимчива к нагрузкам – а значит, больше шанс ее деформации или поломки.

Толщина вагонки зависит от условий эксплуатации: внутри помещения можно обшить стену самой тонкой, на внешней стене дома лучше взять доску потолще: она и прочней, и лучше прижимает утеплитель (если вы его, конечно, используете). О том, как избежать брака при монтаже вагонки поверх утеплителя, читайте ниже.

Размеры вагонок

Какая древесина лучше

Выбор типа древесины обусловлен не только вашим бюджетом (цены разных пород деревьев могут отличаться в 2-3 раза), но и местом использования вагонки. Используются, например, следующие виды:

  1. Сосна. Самый доступный, в том числе по цене, сайдинг. Хорошо обрабатывается и окрашивается. Однако бывает трудно найти сосновую доску без сучков, что может подпортить внешний вид.
  2. Ель. Похожа по характеристикам на сосну, однако из нее можно изготовить более длинные доски. Так же, как и сосновый сайдинг, не защищена от гниения, так что обязательно должна быть обработана соответствующими составами перед установкой.
  3. Кедр. Хорошо окрашивается, более устойчив к действию влаги, не так вкусен для насекомых и противостоит гниению. Вместе с тем это один из самых дорогих материалов.
  4. Красное дерево. Противостоит усадке, требует меньшего ухода, содержит мало смолы. Также один из самых дорогих материалов.
Древесина вагонки

Какой профиль вагонки лучше

Профилей вагонки на рынке много: каждый производитель хочет выделиться среди конкурентов, что ведет к обилию профилей сечения, размеров и форм замка, качества лицевой и задней поверхности и другим параметрам доски.

В основном отличия заключаются в профилях:

  1. Обычная вагонка. После монтажа заметен шов между досками.
  2. Софтлайн. Вагонка с закругленными углами. Больше подходит для отделки внутренних помещений, в том числе саун и бань.
  3. Штиль. Тип с менее заметным швом, нежели у обычной вагонки. Может быть как с закругленными углами, так и с обычными.
  4. Блокхаус или брус. Имитация бревна или бруса соответственно – скругленная или плоская со скошенными углами лицевая сторона.
Профиль вагонки

Особое внимание обратите на наличие на тыльной стороне вентиляционных каналов вдоль всей доски. Если вы используете вагонку внутри отапливаемого помещения и отсутствием влаги между ней и стеной, то вентканалы не так уж необходимы. Однако в помещениях неотапливаемых, с повышенной влажностью (например, в бане) или на открытом воздухе такие прорезы обязательны. Они увеличивают срок службы древесины и облегчают уход.

Какой сорт вагонки лучше выбрать

В настоящее время производство российской вагонки регулируется ГОСТ 8242-88 («Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства»), а в Европе действует немецкий стандарт DIN 68126/86.

Вся произведенная продукция разделяется на четыре сорта:

  1. Премум (или экстра). Сучки и трещины отсутствуют, дефекты могут присутствовать только на обратной стороне.
  2. Класс А. Отличается от премиума доспустимостью одного сучка диаметром не более 10 мм на один погонный метр вагонки, а также небольших несквозных трещин.
  3. Класс В. Количество сучков не ограничено, а их размер может достигать трети ширины доски. Также могут присутствовать карманы и сквозные трещины.
  4. Класс С. Вся остальная вагонка с дефектами как на лицевой, так и на тыльной стороне.

При покупке не сильно обращайте внимание на маркировку, потому что производители любят пользоваться собственными техническими условиями, которые могут обеспечивать неудовлетворительное качество. Поэтому обязательно сами оцените качество древесины. Что же касается выбора сорта, то вагонку класса С обычно используют в подсобных помещениях (сарай, гараж и так далее). Для внутренней отделки жилых помещений или бань и саун она обычно не применяется.

Более подробная информация по дефектам приведена в таблице ниже.

Дефекты

Сорт А

Сорт В

Сорт С

Сучки

Недопустимо – вывалившиеся сухие сучки.

Допустимо – живые, срастившиеся сучки без лимитации, повреждения на сучках на торце, незаметные на обратной стороне, сколы на сучках на пазе на нижней кромке.

Допустимо – отсутствующие сучки до 20 мм диаметром числом две штуки на всю поверхность доски.

Допустимо – дырки диаметром более 20 мм.

Трещины

Допустимо – на срезе размером с ширину ламели и микротрещины.

Допустимо – на срезе размером до 300 мм вдоль волокон

Допустимо – в том числе сквозные

Сердцевина

Допустимо – объемом не более половины длины ламели из расчета не более чем 20 % ламелей в упаковке.

Допустимо

Допустимо

Креневая древесина (древесина под корой)

Допустимо в небольшом объеме.

Допустимо, если не влияет на качество монтажа

Допустимо

Смоляные кармашки

Допустимо – размер до 6 мм в диаметре и в количестве не боле двух штук на всю длину доски.

Допустимо

Допустимо

Засмоленные участки у сосны

Допустимо – немного засмоленные участки не более чем у 10 % досок в упаковке.

Допустимо

Допустимо

Прорость (заросшая рана с щелевидной полостью)

Допустимо, если не превышает половину ширины ламели.

Допустимо

Допустимо

Поражение насекомыми

Не допустимо.

Допустимо три очага на одну ламель из расчета не более 5 % пораженных ламелей в упаковке.

Допустимо

Гниль

Не допустимо.

Не допустимо.

Не допустимо.

Посторонние оттенки

Допустимо – до 10 % площади лицевой стороны у 10 % ламелей в упаковке, без синевы.

Допустимо – розовые и блекло-синие полосы, без синевы.

Допустимо

Обработка

Допустимо – незначительные дефекты строгания, в том числе шероховатость и мелкие вырывы в кромке в зоне сучков.

Допустимо – дефекты строгания, не влияющие на процесс монтажа.

Допустимо – дефекты строгания, не ухудшающие прочностные характеристики и внешний вид.

Как отличить вагонку низкого качества

Основных причин, которые могут испортить вагонку, всего две.

  1. Неправильные условия хранения. Если не обеспечены требования по влажности, то древесина будет впитывать воду и впоследствии при сушке изгибаться.
  2. Плохая распиловка. Косые торцы, неравномерная длина, кривые пальцы – все это может стать неприятным сюрпризом.

Перед покупкой обязательно посмотрите качество вагонки, которую вы покупаете. Если у вас большие объемы, а убедиться в качественности нет возможности (например, изделия замотаны в стрейч-пленку), то купите на пробу одну упаковку. Если все в порядке, просто докупите оставшееся количество, а если качество не устроит, вы не потеряете деньги.

Как избежать брака при монтаже

Иногда количество досок берется впритык, и потом приходится еще раз ехать в магазин, потому что часть сайдинга при крепеже испортилось. Как свести такой брак к минимуму?

  1. Используйте крепеж достаточной длины. Самая распространенная причина, по которой вагонка трескается в местах крепежа при использовании ее поверх утепления – это слишком короткие гвозди. Со временем они из-за тепловых и водных воздействий ослабевают, и вся конструкция начинает расшатываться, нарушая целостность соединения.
  2. Убедитесь, что гидроизоляция сделана правильно – тогда вода не будет портить сайдинг. Вторая по частоте брака причина – конденсат, намерзание льда или дождевая вода между стеной и вагонкой.
  3. Убедитесь, что доски правильно хранились, то есть хорошо высушены, на них нет большого количества заболони (слоя дерева непосредственно под корой – в этом случае высок риск перекручивания доски). Слишком тонкие и слишком широкие доски испытывают большие нагрузки и для них выше шанс повредить их при монтаже.
Брак при монтаже

Советы по уходу

Помните, что если вы используете вагонку на открытом воздухе, то ее нужно обязательно загрунтовать, покрасить или покрыть лаком, иначе уже через несколько лет доски начнут гнить, плесневеть и разрушаться. Обновляйте защитный слой каждые несколько лет, чтобы предотвратить порчу сайдинга. Не забывайте про торцы, которые особенно уязвимы для погодных воздействий из-за более шероховатой поверхности – обработайте их герметиком. Другие средства не подойдут, так как волокна с торца впитывают жидкость в 250 раз быстрее, чем они же, распиленные вдоль, и ваша защита просто уйдет вглубь и перестанет работать.

Также помните, что защищать доску нужно со всех сторон, в том числе и с той, которой она крепится к дому. В противном случае конденсировавшаяся вода быстро всё испортит.

Рекомендуется перед покраской грунтовать вагонку, так как это обеспечивает дополнительный защитный слой, да и краска будет лучше ложиться.

Если произошла протечка жидкости (от дырки в крыше во время дождя или при аварии на водопроводе и канализации), не забудьте проверить состояние сайдинга. Помимо прямого повреждения водой, на вагонке может завестись плесень.

Как уничтожить плесень на вагонке

Плесень не просто выглядит неэстетично – она чревата поражениями кожи, отравлениями, ринитом, бронхитом и тому подобными малоприятными вещами. Так что если вы заметите на сайдинге подозрительные пятна, то самый простой способ их удалить – обработать колонию уксусом, ведь даже 5 % раствор уксуса способен убить 99% процентов бактерий и 80 % вирусов. Так что просто возьмите ручной пульверизатор и как следует полейте «дорожки» плесени. Также можно использовать 3 % раствор перекиси водорода. Другой распространенный способ – использование отбеливателя (стакан на литр воды или же литр средства на три литра воды).

Вагонка и плесень

После обработки оставьте средство на плесени на несколько часов, а затем тщательно соскребите и помойте водой с мылом. Убедившись, что видимая плесень исчезла, обработайте место локализации антигрибковой грунтовкой (при необходимости – несколько раз), и, если есть желание, заново покрасьте «пораженный» участок.

X

Подробнее о карте "Сэйбл"